Для осуществления финансовой деятельности, включая предоставление финансирования на территории ОАЭ, необходимо получить лицензию в соответствии с Федеральным декретом-законом № 14 от 2018 года. «О Центральном банке и регулировании финансовых институтов и их деятельности».
Однако если выдача кредитов не осуществляется на регулярной основе или в качестве предпринимательской деятельности (по способу ведения бизнеса), лицензия Центрального банка ОАЭ на осуществление финансовой деятельности не требуется.
Коммерческие кредиты в ОАЭ в основном регулируются Федеральным декретом-законом № 50 от 2022 года «О коммерческих операциях». Этот закон регулирует основные аспекты предоставления кредитов, включая:
Законодательство ОАЭ устанавливает определенные ограничения на предоставление займов между физическими и юридическими лицами, в частности:
Кроме того, существуют специальные правила в отношении займов, предоставляемых холдинговыми компаниями, а также компаниями, зарегистрированными в свободных зонах, таких как DIFC и ADGM.
Законодательство ОАЭ (Закон о корпоративном налоге) регулирует сумму процентов, которая может быть вычтена как чистые процентные расходы. Чистые процентные расходы представляют собой разницу между общей суммой понесенных процентных расходов (включая перенесенные на будущие периоды чистые процентные расходы) и процентным доходом, полученным в течение налогового периода.
1. Если чистые процентные расходы превышают 12 млн дирхамов за налоговый период, сумма вычитаемых чистых процентных расходов определяется как наибольшая из следующих величин:
Этот принцип известен как Общее правило ограничения процентного вычета.
2. Если чистые процентные расходы за налоговый период ниже минимального порога в 12 миллионов дирхамов, правило ограничения общего процентного вычета не применяется. Это означает, что при условии соблюдения статьи 30 Закона о корпоративном налогообложении можно вычесть всю сумму процентных расходов, понесенных в течение налогового периода.
Кроме того, существуют отдельные ограничения на вычет процентов по займам от связанных сторон (ст. 31 Закона о корпоративном налогообложении).
Определение процентной ставки по договору займа на рыночных условиях является обязательным требованием с точки зрения трансфертного ценообразования для целей корпоративного налогообложения в ОАЭ. Вопрос определения процентной ставки на рыночных условиях для целей трансфертного ценообразования требует детального анализа с использованием одного из методов, предусмотренных законодательством ОАЭ. Как правило, метод сопоставимых неконтролируемых цен используется в финансовых сделках, поскольку доступны данные из открытых источников третьих сторон, таких как Bloomberg, Reuters и т. д.
Определение рыночного уровня процентной ставки основывается на следующих этапах:
Следует особо отметить, что на кредитный рейтинг заемщика, входящего в группу компаний, может оказывать влияние неявная поддержка со стороны группы. Вероятность получения такой поддержки обычно зависит от положения заемщика в структуре группы: компания, имеющая тесные связи с другими членами группы, значимая с точки зрения ее позиционирования или бизнес-стратегии, или занимающаяся основной для группы деятельностью, с большей вероятностью получит поддержку группы в случае нехватки средств или других неблагоприятных обстоятельств — это означает, что ее отдельный кредитный рейтинг может быть более тесно связан с рейтингом, присвоенным группе в целом.
По результатам проведенного анализа определяется диапазон рыночных процентных ставок на основе информации о выявленных сопоставимых сделках в соответствии с п. 7, ст. 34 Федерального закона № 47 от 2022 года и п. 5.3.4 Руководства по корпоративному налогообложению: Руководство по трансфертному ценообразованию.
Если процентная ставка находится в пределах установленного диапазона рыночной стоимости, можно сделать вывод, что согласованная ставка по договору внутригруппового займа соответствует требованиям законодательства. В противном случае, если согласованная процентная ставка отклоняется от диапазона, налоговый орган может произвести корректировку, чтобы получить результат, который наилучшим образом отражает факты и обстоятельства сделки или соглашения. При корректировке дохода одной стороны налоговый орган обязан произвести соответствующую корректировку дохода другой стороны по анализируемой сделке.
Следует отметить, что законодательство ОАЭ налагает обязанность уведомлять о сделках со связанными сторонами в рамках подачи корпоративной налоговой декларации при достижении денежных порогов. Необходимо указать метод ценообразования, использованный в сделке, и ставку на рыночных условиях.
Пороговые значения для целей трансфертного ценообразования:
Следует отметить, что дивиденды, выплачиваемые связанным сторонам, не учитываются при расчёте пороговых значений в 40 млн дирхамов или 4 млн дирхамов.
Требование о предоставлении документации по трансфертному ценообразованию распространяется на:
Сделки не входящие в сферу контроля: Может быть запрошена любая информация, обосновывающая уровень цен, с учётом общего правила по борьбе с уклонением от уплаты налогов (ст. 50 Закона № 47 от 2022 г.).
Следует учитывать, что налогооблагаемые лица в ОАЭ при подготовке финансовой отчётности обязаны применять стандарты бухгалтерского учёта, принятые в ОАЭ в соответствии с Министерским решением № 114 от 2023 года «О стандартах и методах бухгалтерского учёта для целей Федерального декрета-закона № 47 от 2022 года о налогообложении корпораций и предприятий» при подготовке финансовой отчётности:
Порядок учёта займов регулируется МСФО 9 «Финансовые инструменты».
Займы (как выданные, так и полученные) первоначально отражаются по справедливой стоимости, а впоследствии, как правило, по амортизированной стоимости с использованием метода эффективной процентной ставки. В соответствии с МСФО 9, в зависимости от бизнес-модели управления такими финансовыми активами, они могут альтернативно оцениваться по справедливой стоимости через прибыль или убыток или через прочий совокупный доход (п. 4.1.2 МСФО 9).
Амортизированная стоимость финансового актива или финансового обязательства представляет собой сумму, по которой финансовый актив или обязательство оценивается при первоначальном признании, за вычетом выплат основной суммы, плюс или минус накопленная амортизация разницы между первоначальной суммой и суммой, подлежащей погашению в конце срока, с использованием метода эффективной процентной ставки и скорректированная на резерв под ожидаемые кредитные убытки в случае финансового актива (Приложение A, МСФО 9).
Эффективная процентная ставка, скорректированная с учётом кредитного риска, представляет собой ставку дисконтирования расчётных будущих денежных выплат или поступлений в течение ожидаемого срока действия финансового актива до амортизированной стоимости финансового актива (Приложение A, МСФО 9).
Когда по займам начисляются проценты, порядок учёта прост. При получении займа вся сумма признается в качестве обязательства. По мере начисления процентов признается процентный расход и соответствующее обязательство. Аналогичным образом, учёт выданных займов отражает договорные условия соглашения.
Однако если займы являются беспроцентными, учёт усложняется. Необходимо определить рыночную процентную ставку (на рыночных условиях), применимую к данному соглашению (см. раздел выше), и соответствующим образом скорректировать балансовую стоимость основной суммы займа и всех условно начисленных процентов.
Рассмотрим порядок учёта беспроцентных займов между связанными сторонами на следующих примерах.
Компания А выдает беспроцентный заем в размере 1 000 валютных единиц (ВЕ) своей ассоциированной компании Б. Заем подлежит единовременному погашению через два года.
Поскольку заем является беспроцентным, его справедливая стоимость при первоначальном признании не равна номинальной сумме выданного займа. С экономической точки зрения, когда компания предоставляет беспроцентный заем, она несет убыток, поскольку теряет потенциальный доход, который могла бы получить от этой инвестиции.
Необходимо определить процентную ставку, применимую к займам с аналогичными условиями, предоставляемым на открытом рынке между независимыми сторонами. В данном примере мы предполагаем, что рыночная ставка составляет 6%.
В таблице ниже представлен график погашения основной суммы долга. Денежный поток дисконтируется по рыночной процентной ставке 6%, в результате чего приведенная стоимость на дату первоначального признания составляет 890 у. е.
| Дата | Денежный поток | Дисконтированная стоимость | Процентный доход |
| 01.01.2025 | 0 | 890 | |
| 31.12.2025 | 0 | 943 | 53 |
| 31.12.2026 | 1 000 | 1 000 | 57 |
В момент первоначального признания возникает убыток первого дня — разница между выплаченной денежной суммой и ее справедливой стоимостью. В данном примере разница составляет 110 у.е. (1 000 у.е. – 890 у.е.).
При первоначальном признании отражаются следующие бухгалтерские проводки:
| Дт Выданные займы | 1 000 у.е. |
| Кт Денежные средства | 1 000 у.е. |
| Дт Убыток от первоначального признания займа (фин. результат) | 110 у.е. |
| Кт Выданные займы | 110 у.е. |
Впоследствии, в течение двухлетнего периода, сумма 110 у.е. будет постепенно признаваться в качестве процентного дохода в составе прибыли или убытка компании А:
| Дт Выданные займы |
| Кт Процентный доход (фин. результат) |
К дате погашения займа в 2026 году балансовая стоимость займа будет равна его номинальной сумме в 1 000 у.е.
С экономической точки зрения, получив беспроцентный заем, компания Б получает экономическую выгоду — она избегает расходов на выплату процентов, которые в противном случае понесла бы при финансировании третьей стороной.
Поэтому, как и компания А, компания Б должна применить рыночную процентную ставку для определения справедливой стоимости займа в соответствии с МСФО.
Оценка займа будет соответствовать оценке компании А. Записи в журнале будут симметричными:
| Дт Денежные средства | 1 000 у.е. |
| Кт Полученные займы | 1 000 у.е. |
| Дт Полученные займы | 110 у.е. |
| Кт Доход от первоначального признания займа (фин. результат) | 110 у.е. |
В течение двухлетнего периода сумма 110 у.е. будет постепенно признаваться в качестве процентных расходов в составе прибыли или убытка компании Б.
Компания А является материнской компанией компании Б. Условия договора займа идентичны условиям примера 1.
Оценка займа по МСФО как для компании А, так и для компании Б будет идентична примеру 1.
Однако, когда операции осуществляются с собственниками (юридическими или физическими лицами), МСФО вводит важное различие в порядок учёта.
В соответствии с Концептуальными основами МСФО и МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчётности»операции с собственниками, действующими в качестве собственников, отражаются непосредственно в капитале и не влияют на прибыль или убыток. Акционер, предоставляя беспроцентный заем, действует не на рыночных условиях — он напрямую заинтересован в деятельности компании и не ожидает прямой отдачи, как это сделал бы независимый участник рынка. Данная операция рассматривается как форма взноса в капиталдочерней компании в форме льготы (процентной льготы). Поэтому она признается непосредственно в составе капитала.
Соответственно, при первоначальном признании:
Компания А признает эффект первого дня как увеличение инвестиций в компанию Б:
| Дт Инвестиции в компанию Б | 110 у.е. |
| Кт Выданные займы | 110 у.е. |
Компания Б признает эффект как вклад собственника в капитал:
| Дт Полученные займы | 110 у.е. |
| Кт Прочие операции с собственниками (капитал) | 110 у.е. |
Процентные доходы и расходы в последующих отчётных периодах будут признаваться в обычном порядке в составе прибыли или убытка.